Система правосудия в Украине, как и другие институты государственной власти, всегда была далека от совершенства. И все же худо-бедно она работала. Однако реформы последних лет, проводившиеся с подачи “западных партнеров», привели к полной деградации судебной системы. Но, пожалуй, последний гвоздь попытался вбить президент Украины Владимир Зеленский, который волевым решением внес в Раду законопроект о неотложной ликвидации Окружного административного суда города Киева (ОАСК). Именно этот суд, а также Конституционный суд Украины, в силу своей юрисдикции, может отменять незаконные решения госорганов: департаментов, ведомств, министерств. Если же ОАСК ликвидируют, а КСУ «перезагрузят», страна рискует столкнуться с произволом в законе, где правила будет диктовать небольшая группа лиц, находящаяся у руля. С помощью экспертов журналисты — Klymenko Time разбирались в настоящем и будущем украинской Фемиды.
Недопустимый буфер
Начиная с прошлого года, власти демонстрировали особую «любовь» к пренебрежению законодательства, вводя абсолютно незаконные карантинные ограничения. Возможно, подобных инициатив было бы больше, но «протащить» их мешали суды.
— Не будет секретом, что большое количество руководителей в органах центральной власти находятся под прямым внешним контролем. Осуществить все задачи, которые на них возложили их кураторы невозможно, так как это мешают сделать КСУ и ОАСК, — рассказал нашим журналистам адвокат Ростислав Кравец.
Не удивительно, что оба эти суда не будут пользоваться любовью властей, так как могут блокировать внедрение “прорывных” реформ. Эту мысль высказал и президент, заявив, что суд, одним решением которого может быть поставлен крест на любом достижении государства, любой реформе, будет ликвидирован.
«Воспринимайте это как сигнал к любому суду, который предал уважение к закону, — заявил Гарант, комментируя свой законопроект.
Ростислав Кравец уверен, что работу ОАСК хотят заблокировать, чтобы принимать незаконные решения, не неся при этом ответственности. Он привел пример с проектом постановления Кабмина, которое было опубликовано на сайте парламента на следующий день после законопроекта о ликвидации суда. В нем предлагались меры для ужесточения требований в получения субсидий.
— Подобные вещи незаконны. Но куда обращаться для обжалования, если ОАСК ликвидируют? Никуда. Таким образом, если раньше деньги шли на субсидии, то сейчас пойдут на программу «Большое строительство» — «Велике крадівництво», как я его называю. Предположим еще, что завтра власти решат поднять тарифы в пять раз. Где обжаловать это решение? И никто не будет нести ответственность. Философия такова: грабь и не за что не отвечай, — считает адвокат.
«Реформы» ожидают и Конституционный суд, с которым у руководящей элиты сложились далеко не дружественные отношения. В прошлом году суд отменил уголовную статью № 375 об ответственности судей за принятие заведомо неправосудного решения. Затем были систематические отмены постановлений правительства о карантине, электронных декларациях. В начале ноября судьи КСУ подготовили проект решения по рынку земли, продажу которой в итоге могли признать неконституционной. Это стало бы ударом для Зеленского и его команды, поскольку вопрос земельной реформы был одним из главных аспектов предвыборной кампании нынешнего президента. Впоследствии Зеленский отстранил от обязанностей главу Конституционного суда Александра Тупицкого и на сегодняшний день охрана не пускает его в здание суда.
Заслуженный юрист Украины Владимир Богатырь считает, что КСУ и ОАСК настолько неудобны, что их необходимо политически «сжечь».
— Вероятно, в последующем это может привести к непоправимым ошибкам в области государственного устройства. По сути нас лишают права обжаловать действия органов власти, которые порой делают непоправимые ошибки, — рассказал он Klymenko Time.
Добавим, что если ОАСК ликвидируют, 45 тыс. дел которые находятся на рассмотрении, будут похоронены, ведь в законопроекте нет ни слова о том, что будет с судьями.
Повод задуматься
Причина, по которой Зеленский требует ликвидировать ОАСК, с его слов является коррупция нескольких судей. Хотя решений суда по коррупционерам не было, это не помешало подаче законопроекта. Адвокат Иван Либерман считает, что судьи Украины действия президента теперь могут воспринять как сигнал, что завтра-послезавтра их коснется та же участь.
— Власть сегодня неоднозначно показала, что готова идти на крайние меры, чтобы в лице нескольких человек считать всю систему или подсистему коррумпированной и незаконной по части принятия решений. Это посягательство на судебную ветвь власти, которая является отдельной, независимой структурой, о чем сказано в законодательстве, — отмечает он.
Адвокат считает, что люди, критикующие власть, отныне не могут чувствовать себя спокойно. Если можно в открытую идти против судебной системы, что тогда говорит об отдельных лицах?
— Эксперты, журналисты, адвокаты, специалисты разных сфер, которые через СМИ и соцсети высказывают свою мысль, и которая идет вразрез с провластной, в принципе рискуют тем, что к ним придут с обысками. Таким образом, несогласных с решением власти могут последовательно либо одномоментно взять не то что под контроль, а в оборот Уголовного кодекса Украины, — подчеркнул адвокат.
Полный упадок
Судебная система Украины переживает сегодня череду потрясений. В судах катастрофически не хватает судей. На сегодняшний день общее число служителей Фемиды составляет 5347 при норме — 7295. Полномочия осуществлять правосудие имеют сегодня 5060 судей. Перемены в судебной ветви власти начались в 2016 году в ходе судебной реформы, инициированной экс-президентом Петром Порошенко. Судейская система была объявлена коррупционной и требующей перезагрузки, выражавшаяся в замене «старых» судей на новых. Каждый действующий судья обязан был пройти квалификационное оценивание. Комиссия должна была проверить знания судьи и правомерность источников доходов. Многие судьи в итоге уволились а те, кто остался, по разным причинам не успели пройти оценивание.
В процессе реформирования больше всего противоречий вызвал закон №193-ІХ «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», принятый осенью 2019 г. Его целью, по идее, должно было стать комплексное урегулирование вопросов организации деятельности Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) и Высшего совета правосудия (ВСП). На деле с принятием закона работа ВККС была прекращена, и новых судей с того момента и по сей день не назначают.
Внешнее управление
О том, что отечественная систем правосудия находится под влиянием внешних игроков, говорят уже не эксперты, а сами судьи, причем в открытую! Вот как в Окружном административном суда Киева отреагировали на инициативу Зеленского о ликвидации суда.
— Абсолютному большинству украинцев сегодня вполне понятно, что последние 7 лет инициативы реформирования судебной власти писалась не в Украине. Что реформы, которые проводились при поддержке грантовых организаций, провалены и не отражают украинские правовые реалии, — говориться на сайте ОАСК.
Новая судебная реформа, которую сейчас пытаются навязать нашему государству, аналогично готовится не в Украине, отмечают в суде. И направлена реформа не на создание независимой судебной власти, а для подчинения ее антиконституционно внешнему управлению. В суде считают, что на вопросах судебной реформы ежегодно паразитируют лица, получающие гранты, и которые, очевидно, не заинтересованы в стабильной и качественной работе судебной власти.
— Посягательство на судебную ветвь власти в любой стране мира со стороны каких-либо государств, организаций, конгрессов недопустимо, — подчеркивает Иван Либерман.
Но внешних игроков это, естественно, мало интересует. Напомним, как в день рождения Зеленского послы G-7 обнародовали текст разработанной ими для Украины дорожной карты судебной и антикоррупционной реформ. В обращении настоятельно советовали безотлагательно ввести четкий и прозрачный процесс отбора на должности судей Конституционного суда с обеспечением существенной роли представителей международных партнеров в проверке всех кандидатов. То есть, отбором судей КСУ для Украины будут заниматься иностранцы, а не украинцы.
Ростислав Кравец говорит, что сегодня идет борьба за контроль над Высшей квалификационной комиссии судей Украины, на которую хочет влиять как центральная власть, так и «западные партнеры». Также идет борьба за Высший совет правосудия. В итоге украинский суд станет полностью зависимым и примеры тому уже есть.
— Посмотрите на Верховный суд. У судей зарплаты по 300 тыс. грн, они от всего защищены, и что? Способны ли они принять законное решение, отменив санкции президента? Нет. Они стали зависимыми от своих зарплат и пенсий. Им показали, что если что-то будет не так, то на примере своих коллег пинком выгонят и все, — отметил адвокат.
Что ждать украинцам?
Последствия войн за контроль над Фемидой уже ощутили на себе многие украинцы.
— Миллионы граждан Украины сегодня не имеют физической возможности доступа к судам. С одной стороны — это огромные судебные сборы. С другой — физическое отсутствие судей, закрытые суды и отсутствие их финансирования, — подчеркнул Ростислав Кравец.
По словам Владимира Богатыря, с каждым днём ситуация в сфере правосудия становиться всё хуже и никакого сближения с европейскими стандартами с началом реформ не произошло.
— От безысходности многие граждане, проведя 3 — 5 лет в процессе рассмотрения каких-то мелких споров, просто разочаровываются в судебной системе и даже не подают апелляций на решения судов, с которыми не согласны — рассказал он.
Он также отметил, что у судов сегодня отсутствует надлежащее финансирование, что приводит к перебоям с марками, конвертами, отключением Интернета, а значит и Электронного суда.
— О каком реформировании можно говорить в условиях нищеты и кадрового «голода», к которому привели все предыдущие реформы? При этом действующая власть не считает необходимым привлекать к ответственности за всё это горе-реформаторов, которые исходя из революционной целесообразности проводили так называемые «реформы», а фактически развал судебной системы и установление тотального контроля над ней, — отмечает адвокат.
Итог. В Украине сложилась нездоровая ситуация, когда система правосудия напрямую берется под контроль как внешними игроками так и центральной властью. И в принципе разницы здесь нет, учитывая что многие ключевые решения в государстве принимаются с оглядкой на зарубежных кураторов. Это может привести к тому, что самые абсурдные решения в Украине будут легитимными, так как воспрепятствовать их воплощению в законный способ будет некому. И последствия мы уже наблюдаем.
https://klymenko-time.com